Все гениальное просто

Источник: liter.kz

«Давайте спорить о вкусе ананаса с тем, кто его ел» (М. Жванецкий)

Вероятно, Шавкат Сабиров не вернулся бы в Казахстан, если бы два года назад его не пригласили друзья. Он приехал в гости и остался насовсем, пораженный произошедшими переменами в стране. Живя за рубежом, работая в сфере коммерческого Интернета, он на практике познал те критерии, которые делают любой web-ресурс востребованным. Сейчас он выступает консультантом Агентства по информатизации и связи РК по оптимизации контента электронного правительства www.e-gov.kz.

– Было и есть множество коммерческих и бюджетных проектов, которые могли бы меня заинтересовать и в Казахстане, и в России. Но Казахстан – моя родина, и здесь мне намного удобнее и приятнее работать, – говорит Шавкат Сабиров. – Сейчас перед нашей страной стоит задача взять самое лучшее из мировой практики и реализовать это в Казахстане. Сейчас мы идем наравне со всем миром. Не нужно изобретать велосипед. Я знаком с порталом канадского электронного правительства. Вот лишь простой пример: я, живя много лет в Канаде, занимаясь бизнесом, понятия не имею, где у нас там находится Налоговый комитет. Я там никогда не был. Все платежи осуществляются посредством электронной почты. Что-то подобное нужно вводить и в Казахстане. Дать возможность оплачивать налоги посредством электронного банкинга.

– Что в данном случае мешает перенять подобный опыт Казахстану?

– Чтобы получить результат, надо проделать огромную работу в государстве. Это: инфраструктура, базы данных, оборудование и так далее. Сегодня эти проблемы решаются. Еще одна проблема – электронная коммерция в нашей стране до сих пор не узаконена, в том числе и в части электронных платежей. Кроме того, сами платежи на сегодня предполагают огромные бюрократические издержки, когда помимо одной бумажки требуется еще и куча других для совершения одного единственного действия.
На Западе, к примеру, достаточно предоставить лишь ксерокопии документов.
В Интернете сегодня разгорается настоящая информационная война. К примеру, взять грузино-осетинский конфликт. Россия в этой игре проиграла. Умелая информационная кампания Запада показала, что Россия напала на Грузию, хотя в сущности все было наоборот. Потом россияне попытались взять реванш. Интернет наполнился фото- и видеоматериалами, раскрывающими истинное положение дел. Но все же это было слишком поздно.

– Но ведь в Казахстане есть портал электронного правительства...

– На мой взгляд, сегодня основная проблема отечественного электронного правительства – это его ликвидность. Фактически оно не видно, не доступно. Выражаясь фигурально, на сегодня казахстанский интернет-бизнес – это строительство торговых домов в степи. То есть многие считают: надо сделать сайт, поставить его в Интернете и все. А кто этим будет пользоваться, неизвестно.
Вот пример: захотел я продавать ноутбуки. Я должен сначала посмотреть, а ищут ли их в Сети. Так же и с электронным правительством. К примеру, сайт, посвященный нашей столице (www.astana.kz), ежедневно посещает порядка 3000 человек. Сайт электронного правительства – 100–200 человек в день. А надо чтобы тысячи посещали – десятки, сотни тысяч человек.
К примеру, фразу «пособие для матерей» ежемесячно забивают в поисковики до 10 000 человек. Однако ссылки по этому вопросу не ведут на портал электронного правительства.
Сегодня задача № 1 – донести информацию до пользователя. Сила и мощь ресурса на 70–90 процентов зависит от содержания первой страницы сайта. Его контент принципиален, за ним нужно следить, им нужно управлять, чтобы довести до каждого пользователя. Здесь первостепенное значение имеет кодирование контента, дизайн. К примеру, url (полный адрес страницы) одной из страниц казахстанского электронного правительства содержит 197 знаков примерно вот такого содержания: «…KKJFGXFHL/LHGJKJkjk…». Какой поисковик сможет их запомнить?
Есть и другая проблема. За порталом электронного правительства стоят 40 ресурсов – органов государственной власти, которые обладают не менее важным контентом. Все они должны сходиться к порталу электронного правительства. Это в свою очередь обеспечило бы большую ликвидность самого портала.

– Как преодолеть эти проблемы?

– Надо не бояться учиться, не бояться перенимать более прогрессивный опыт и внедрять его. Контент можно наращивать бесконечно, предела трафика здесь нет, есть только предел оборудования. К тому же еще одна проблема электронного правительства не зависит ни от меня, ни от разработчиков. Согласование. Чтобы что-то исправить на портале, необходимо получить целый ряд разрешений. Ликвидность портала можно обеспечить за три месяца. Во всяком случае, сейчас можно сделать, а потом уже смотреть, располагать, менять контент, актуализировать отдельные темы.

– Что предстоит сделать?

– Сейчас стоит ряд задач. Во-первых, обеспечить ликвидность контента, чтобы ту или иную электронную услугу или информацию, содержащуюся на портале электронного правительства, можно было получить по ссылке как минимум из 10 источников. С контентом нужно постоянно работать. Нужна система мониторинга и статистики, чтобы определиться с критериями, как электронное правительство должно работать.
Во-вторых, необходимо развивать электронные услуги (получение справок, бизнес-процессы). Это в свою очередь предполагает такое понятие, как электронно-цифровая подпись гражданина. На сегодня такая возможность уже реализована. В-третьих, нужно объединить инфраструктуру электронных акиматов и других государственных органов с порталом электронного правительства.
Необходимо решать и другие задачи. В частности, по Казнету в целом. На сегодня принят концептуальный проект 30 востребованных ресурсов. Ежегодная премия Award также показала, что Казнет развивается семимильными шагами. Буквально на днях «Казахтелеком» объявил об открытии Интернет Дата Центров. Теперь нужно проводить работу по предоставлению услуг широкополосного доступа в Интернет. Когда будет возможность позволить любому желающему 5–6-мегабайтные скорости доступа, а не 56–100-килобайтные, можно будет говорить о реальном прогрессе.
В мире порталы электронного правительства стоят над всеми, туда обращаются миллионы людей каждый месяц. В нашей стране также нужно сделать, чтобы гражданину в его взаимоотношениях с государственными органами нужно было знать всего две вещи – адрес портала электронного правительства и номер телефона сall-центра.

Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы
Постоянный адрес статьи:
http://meta.kz//67662-vse-genialnoe-prosto.html


Популярное

26 марта 2019

Российские метеорологи пожаловались на неработающие спутники

26 марта 2019

Раскрыты потери США из-за российского МС-21

31 марта 2019

Раскрыта смертельная опасность нацистского ракетного истребителя

4 апреля 2019

Истребители НАТО полетали с российскими самолетами

4 апреля 2019

Российские «Рапторы» лишат американских двигателей

4 апреля 2019

Сын Рогозина попал под сокращение

8 апреля 2019

Немцам приписали оригинальную идею использования трофейных Т-34

9 апреля 2019

Сердюков оценил отсталость авиастроения России

28 марта 2019

В Китае мужчина подорвал себя у полицейского участка

29 марта 2019

Укравший секреты США «новый Сноуден» согласился на тюрьму