Человеческий фактор

Источник: inkaraganda.kz

Всколыхнул память материал Роберта Келлера в “Авитреке” о погибшем 31 августа 1972 года самолете ИЛ-18 под Магнитогорском. Верно: в те годы в СМИ не сообщали о подобных катастрофах. Но кое-что тогда довелось узнать и мне, тем более что я был некоторым образом причастен к тому рейсу – 558-му.

В те годы Караганду с Москвой, Ленинградом, Киевом, Алма-Атой и другими городами связывали самолеты ИЛ-18. Эта прекрасная машина могла взлетать с единственного тогда Карагандинского аэропорта – ее разбег был невелик. Конечно, скорость 650 километров в час уже тогда была маловатой, до Москвы летели четыре часа, а то и больше. Не очень удобно было сидеть на уровне крыла – вибрация там ощущалась сильнее. Зато лайнер справедливо считался самым безопасным. Был случай, когда отказали двигатели, но экипаж уверенно посадил самолет на пшеничное поле, “на брюхо”, и никто не получил травм. Потому-то он и пользовался такой любовью.
Все катастрофы и аварии ИЛ-18 в большинстве случаев были связаны с пресловутым человеческим фактором. Так было и с нашим самолетом, и с другими. Не техника, а конкретные люди были виновны в гибели пассажиров и экипажа. И особый след в душе оставили два случая.
Итак, я, уже студент-второкурсник Ленинградского университета, взял транзитный билет до Ленинграда через Москву. Нравилось мне тогда гулять по столице. В Москву я вылетал 30 августа 1972 года. Попрощался с матушкой, друзьями – и вперед. 1 сентября началась обычная студенческая жизнь. И вдруг меня вызвали в деканат. Суровая секретарь Нина Семеновна начала с места в карьер: “Ты что себе позволяешь? Почему, негодяй, не пишешь матери?” А когда я ответил, что только вчера по договоренности бросил в ящик открытку (тогда авиаписьма ходили два-три дня), она почти швырнула мне телеграмму за подписью матушки: “Прошу срочно сообщить, прибыл ли на занятия студент Савин…” Ничего не понял! Пошел на телеграф, позвонил – мол, тут я. Матушка, тогда сотрудник милиции в звании майора, быстро успокоилась, но ничего не сказала. Причину взволнованности я узнал полгода спустя.
В аэропорту работал один из моих друзей. Он и сообщил уже зимой подробности трагического 558-го рейса. Нет, уже тогда не было предположений о коротком замыкании в багажном отделении. В самолете летели несколько солдат, предположили, что они могли прихватить в качестве сувениров взрывпакеты и сигнальные ракеты. Говорили и о другом легковоспламеняющемся веществе. Точную причину возгорания так и не установили. Одно было бесспорно: трагедия развивалась очень быстро. Из Магнитогорского аэропорта взлетел специальный самолет, чтобы точнее завести горящий лайнер на посадку. ИЛ-18, снижаясь, шел за лидером. Уже у самого аэропорта он вдруг заложил крен почти в 90 градусов, а вскоре чиркнул крылом о землю и покатился по ней огненным шаром. Но живых на борту уже практически и не было. Пассажиры погибли от угарного газа, как и экипаж. Почему-то только штурман успел надеть кислородную маску, а пилоты уже у земли потеряли сознание от угара. Наверное, они могли бы сесть…
Такая же жуткая катастрофа с самолетом ИЛ-18 произошла 27 апреля 1974 года в районе аэропорта “Пулково” в Ленинграде. В тот вечер мы с женой были в гостях в нашем общежитии. И тут влетела в комнату однокурсница Валя Ванеева, которая собиралась на праздники домой. Она была белая, что бумага, и, заикаясь рассказала: на ее глазах в районе аэропорта взорвался и рухнул в поле близ железнодорожной ветки ИЛ-18. Она тут же сдала билет…
Подробности мы узнали от пятикурсника Саши Молокова. Он провожал кого-то, уже ехал домой, когда увидел тянущий на посадку самолет с султаном дыма. Через секунды он превратился в облако огня и дыма. Саша, не помня себя, побежал к горящим обломкам, но не смог подойти ближе 300 метров, так жарко они горели. А потом его прогнали сотрудники милиции…
Для нас это было трагедией. В самолете летели две наши студентки, Валя Заяц и Таня Саливон, которых мы хорошо знали, погибли еще трое студентов университета. Тем бортом в Краснодар летели в основном студенты и курсанты военных училищ – на короткие каникулы. Почти сразу последовал второй удар. Был у нас заместитель декана, которого мы раньше уважали. Узнав о гибели девчонок, он грозно спросил: “А кто им разрешал лететь домой?” Человек этот перестал для нас существовать, и вскоре он вынужден был уйти с факультета.
Гибель самолета “подготовили” работники аэропорта. Из-за наплыва пассажиров пустили дополнительный рейс, экипаж с утра уже слетал в Краснодар и должен был совершить еще один челночный перелет. Но экипаж отказался вылетать. Есть в самолете ИЛ-18 на самом лобовом стекле, перед носом, четыре прибора по числу двигателей, которые показывают уровень вибрации движков. Когда летчики вели самолет из Краснодара, прибор показывал высокий уровень опасной вибрации, и весь полет горела красная лампа. Потому и отказался экипаж лететь. Но билеты были проданы, люди уже ждали вылета. Командиру экипажа нагрубили, обозвали трусом и… вызвали резервный экипаж. Он и повел машину в последний  рейс.
Лопатки турбины четвертого двигателя разрушились уже через несколько минут после взлета – их осколки потом находили в нескольких десятках километров от места происшествия. Сразу начался пожар. Экипаж развернул самолет и повел его в сторону аэропорта. И тут произошла еще одна нелепость. В аэропорту “Пулково” две взлетно-посадочные полосы, пересекающиеся в виде треугольника. Диспетчер дал команду садиться на более дальнюю от самолета полосу. И он не дошел до нее нескольких километров. Взрыв был такой силы, что на железнодорожной ветке Ленинград – Гатчина  отказала автоблокировка, сообщение пришлось прервать. А от самолета и пассажиров мало что осталось…
Летчики говорят: нет плохих самолетов, есть плохие специалисты. У каждой машины есть свои недостатки, которые приходится учитывать. Но, как видите, в двух случаях катастроф виновата была не техника – люди. Не будь беспечных, уложивших в багаж опасные вещества, карагандинцы долетели бы до Москвы. Не найдись дурака, приказавшего лететь на неисправном самолете, не было бы взрыва в Ленинграде. И так бывает почти всегда.

Валерий Савин
Постоянный адрес статьи:
http://meta.kz//476250-chelovecheskijj-faktor.html


Популярное